Интервью с военным медиком ЧВК «Вагнер», получившим ранение в зоне СВО.
— Эльшан, расскажи немного о себе. Чем занимался до СВО? Есть ли семья?
— Мне 27 лет, родился в Казахстане, там же получил среднее медицинское образование. После колледжа окончил дополнительные курсы рентген-лаборанта, работал на аппаратах КТ и МРТ. В 2022 году решил переехать в Россию. Я не женат, детей нет.
— Традиционный вопрос: как попал на СВО?
— На СВО я попал, заключив контракт с ЧВК «Вагнер», там был набор медиков. Сначала меня терзали сомнения по поводу работы там, так как до этого я не слышал об этой организации. Но когда я начал работать, то понял, что компания довольно хорошо выстроила систему, в которой каждый делает свое дело и поможет, если у тебя что-то не выходит.
— Ты пошел на СВО добровольцем. Почему принял такое решение?
— Да, на СВО я пошел добровольцем. Решил набраться опыта и получить знания в области военной медицины.
— Как родные отнеслись к твоему решению?
— Мама очень переживала, но потом как-то всё улеглось. Она всегда поддерживает мои решения.
— Чем занимался в ЧВК?
— В ЧВК я занимался восстановлением бойцов после ранений. Я объяснял ребятам, что обязательно нужно разрабатывать конечности. Показывал упражнения. После травм некоторые бойцы себя жалеют и не выполняют эту лечебную гимнастику, что приводит к контрактуре (ограничение движения сустава).
— В каком режиме работал?
— Работал в режиме 24/7, то есть могли привезти раненого среди ночи, не всегда, конечно, такое было, но нужно было быть всегда готовым.
— Много через тебя проходило раненых за сутки?
— В первую мою командировку было около 70 человек в сутки, во вторую - я был уже опытным и за сутки успевал оказать помощь уже большему количеству (от 400 до 600 человек).
— Почему решил продолжить в «Редуте»? И какие задачи перед тобой стояли?
— В «Редут» меня позвал человек, с которым я уже работал в ЧВК «Вагнер». Было доверие, уже налажено взаимопонимание и слаженность в работе. Задачи были разные: транспортировка ревизии, оказание первой медицинской помощи раненым, контроль позиции и сообщение информации по ней.
— Первый бой и первые эмоции?
— Первый прилет я ощутил сразу, как только мы вышли на финишную прямую, на позицию. Ощущение как в фильмах. Оглушило, звон в ушах. Было страшно. Спустя пару прилетов мы с парнями начали продвигаться в безопасный блиндаж. Кто-то паниковал, кто-то просто бежал. Я двигался замыкающим, взял себя в руки и продолжал идти за своим сослуживцем. После нескольких прилетов паника уже пропадает и думаешь только о том, чтобы не ранило и не убило.
— Ты работал в «Вагнер» и «Редут». Есть ли разница? Поделись впечатлениями.
— Разница в этих компаниях колоссальная, на мой взгляд. В «Вагнере», если была нехватка какого-либо ресурса, этот вопрос старались решить максимально быстро. В «Редуте» я такого не заметил.
— Как получил ранение? Страшно или адреналин не дал осознать, что произошло?
— Ранение я получил уже на оттяжке, наступив на мину. Дорогу назад мы не совсем знали, а командование дать проводника отказалось.
После взрыва мины меня откинуло назад очень удачно. Я больше не задел ни одной, а мин вокруг было много.
Почувствовал приток крови к ноге и подумал: «Хоть бы только пальцы». Но взяв рукой пятку, я почувствовал там кость и понял, что меня ждет апмутация ноги.
Из-за адреналина я боли не почувствовал, даже смог встать на сломанную ногу и отскочить на безопасное расстояние, чтоб коллега смог оказать мне помощь. Страха совсем не было, было только обидно, что так произошло.
— Сам себе оказал медицинскую помощь?
— Помощь мне оказал мой коллега по работе, который быстро перетянул мне ногу, вколол обезболивающее и побежал за помощью.
— Как и где проходило лечение?
— Лечение я проходил в Москве, Одинцово, в третьем филиале Вишневского.
— Как вышел на БФ «Град»?
— На БФ «Град» я вышел совершенно случайно. У меня был контакт врача, который готовил меня к работе в «Вагнере», объяснял ход и суть работы. Я оказался в тяжелой ситуации. «Редут» мне отказал в протезировании, так как я являюсь гражданином Казахстана. Мне посоветовали поменять гражданство, что заняло бы у меня не меньше года.
Благодаря БФ «Град», я встал на ноги в течение месяца, как обратился к ним, и очень благодарен за это.
— Как сейчас идет восстановление?
— Восстановление проходит отлично, правда меня долго мучали фантомные боли. Но сейчас уже всё пошло на спад. Сейчас уже второй раз съездил в клинику «Instep» за заменой временной гильзы на протезе, в скором времени получу уже постоянный протез.
Эльшан! Скорейшего выздоровления тебе! И спасибо за твоё непростое решение и с честью пройденный путь на СВО!